"Ақмола облысы білім басқармасының Шортанды ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Шортанды кентінің  "Ақбота" балабақшасы"  мемлекеттік коммуналдық казыналық кәсіпорыны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Детский сад "Ақбота" поселка Шортанды при отделе образования  по Шортандинскому  району управления образования Акмолинской области"

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ НА ПЕСКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ НА ПЕСКЕ

С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям.Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье, малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее необходимо в комплексе использовать различные адаптационные методики и приемы.Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

В период адаптации возможен для применения метод «песочной терапии». Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу проводя обучающие, развивающие и коррекционные занятия.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе. Также педагог естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я».

Благодаря игре в песок у ребенка рождаются или усиливаются чувства доверия, принятия и успешности.

Все игры условно можно разделить по трем направлениям:

Обучающие -облегчают процесс обучения ребенка;

Познавательные - познается многогранность нашего мира;

Проективные -осуществляется диагностика, коррекция и развитие ребенка.

На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук и способствует достижению следующих эффектов:

  1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его базисное доверие к миру.

  2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и взрослого, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

  3. В песочнице, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок быстрее осваивает нормы и правила поведения и общения в группе и делает это более осмысленно.

  4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями и встречи с неизвестными, осваивает позитивные способы поведении.

  5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий в педагогической песочнице:

Игры в песочнице проводятся с подгруппой (численность которой – не более четырех детей), особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были и дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

  1. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

  2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при его работе с песком. В случае появления у ребенка негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается.

  3. Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

  4. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т.д.)

  5. На первых 2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

  6. Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высота ее не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться водой) либо ребенок выбирает игрушку из предложенных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.

  7. В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через свою игрушку-посредника«Даша следопыт» или Песочная Фея

 

Этап прикосновений и игр на поверхности песка

Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком – это может быть геройны мкльфильма «Даша следопыт» или Песочная Фея, эту игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на других занятиях, так как «от ее имени» воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Правила игры в песочнице для малышей

Помните: чем младше дети, тем короче правила.

«Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя, малыш:

  1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. (Нельзя выбрасывать песок из песочницы.)

  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. (Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.)

  3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики.(Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.)

Организация игр-занятий с сухим песком

Упражнение «Здравствуй, песок»

Взрослый от имени Песочной Феи просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

  1. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

  2. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

  3. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

  4. Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку («С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - …»).

Упражнение «Песочный дождик»

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная Фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик, может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

  1. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками (само это действие является диагностичным – говорит о закрытости или открытости миру), взрослый сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями

Организация игр-занятий с мокрым песком

Дополнительные условия организации занятий с мокрым песком:

  1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

  2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

  3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать – то есть происходит дополнительное закаливание детей.

  4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

  5. Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.

Песочная Фея: «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?»Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

- «ручеек» - взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика;

- «дождик моросит» другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка

Его содержание аналогично содержанию работы с сухим песком.

Песочная Фея: «Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры – вы превратитесь в волшебников-строителей».

Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки (как барельефные, так и горельефные) на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.д.

Взрослый и ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например: только геометрические формы, только животные и т.д.

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.

Литература

Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной Феи. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия. Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Спб.: Детство-Пресс, 2010.


 


 


 


 

 


Текст